Philippe Cote


Retour de Orenburg
septembre 29, 2015, 4:21
Filed under: Mes films : projections

Quelques uns de mes films étaient programmés en compagnie des films de Olivier Dekegel dans le cadre du Festival d’Orenburg en Russie – Programmation : Evgeny Maisel

Extrait du catalogue :

Я обещал разместить здесь информацию о небольшой программе « экспериментального кино », собранной мной для международного кинофестиваля « Восток & Запад. Классика и Авангард », прошедшего в Оренбурге с 12 по 18 сентября с.г. Выполняю обещание. Копирую тексты из фестивального каталога, написанные мной специально по этому случаю (моей фамилии, впрочем, в каталоге нигде не указано, если не ошибаюсь).
Итак, кусайте локти, что не видели этого.

«Облака на трещинах земли»
Программа экспериментальных фильмов, снятых на камеру Super 8 мм.

Экспериментальная программа фестиваля. Зрителя ждет встреча с чистым живым кино, снятым на 8 миллиметровую пленку подчас без очевидной фабулы и интертитров, нередко без звука и цвета. Но со своими эстетскими «добавками», как то: кино без камеры (cameraless filmmaking), живопись на целлулоиде, каллиграфически трясущееся изображение, «музыкальный» монтаж и другие.
Участников программы – француза Филиппа Коте и бельгийца Оливье Декегеля – объединяет по-настоящему философский темперамент и трепетное внимание к первоэлементам и стихиям, к свету и тени, к метаморфозам видимого мира и экспериментам с материей кино. Оба сосредоточены на фундаментальных сюжетах бытия и не отвлекаются на преходящие глупости, включая благоглупости. Возможно, именно происходящее в этих картинах: превращение интимного – в общечеловеческое, поверхностного – в глубокое, случайного – в осмысленное, частного – в космическое – и составляет их главную алхимию.
За исключением картины «Круглый мир», российская премьера которой состоялась на фестивале «Послание к человеку», все фильмы программы будут показаны в России впервые.

ФИЛИПП КОТЕ
Поклонник Виго и Параджанова, Ритвика Гхатака и Ван Бина, Коте (1965 г. р.) провел много часов во Французской синематеке, изучая классику, но снимать начал только в середине 90-х гг., открыв для себя авангардистов (в частности, Стэна Брэкиджа) – и камеру Super 8. Решающими факторами стали необязательность сценариев, дорогого оборудования и оплачиваемой команды профессионалов – и одновременная техническая возможность создавать кино в одиночку, повинуясь лишь собственному чувству и внутреннему строю картины. Сегодня фильмография режиссера насчитывает свыше 20 картин, большинство из которых были показаны на фестивалях во Франции и других странах. В настоящее время живет и работает в Париже.
В программу вошли работы режиссера последних лет, отражающие его растущий интерес к фильмам-путешествиям.
«Угол мира» – оммаж Майклу Пауэллу, Роберту Флаэрти и Жану Эпстайну, родившийся из восхищения пространствами, ландшафтами и населяющими их людьми.
В «Истории ночи» зафиксированы онейрические блуждания по нескольким городам Португалии, Испании, Италии и Греции.
Попытка заступить на территорию этнографии («Ганеша», «Иди и смотри»), развивают поэтическую документалистику позднего Коте. Молчаливое комбинирование непальских и индийских съемок разного времени образует созерцательное кино, не форсирующее наблюдаемое, но позволяющее ему беспрепятственно течь.
В самом продолжительном, двухчастном произведении программы – «Индийском путешествии» – режиссер экспериментирует с цветом и звуком, механизмами памяти и модным жанром found footage.
Наконец, 18-минутные «Облака на трещинах земли» представляют собой микс двух стихий – неба и земли. Фильм дал название всей программе экспериментального кино, поскольку пристальное и благоговейное внимание к первоэлементам мироздания, равно как и поэтическое отношение к реальности, объединяет обоих участников этой фестивальной секции.

ОЛИВЬЕ ДЕКЕГЕЛЬ
Бельгийский режиссер (1970 г.р.) – Святой Франциск кино-авангарда и князь Мышкин камеры Супер 8 мм, анархо-синдикалист и тишайший созерцатель. Много лет служил в театре и занимался современным танцем. Работал ассистеном у Йонаса Мекаса и Стивена Двоскина. Учился у Эрика Паувелcа, посещал семинары Йохана ван дер Кёкена и основателя «cinema verite» Жана Руша.
Снимать начал сравнительно «поздно». Охотно признает себя режиссером-любителем. Обожает одиночество и продолжительные прогулки, во время которых много фотографирует. Служит художественным руководителем фестиваля Бельгийского королевского кино-архива и организатором фестиваля «Золотой Век» («Age d’or»). Живет и работает в Брюсселе.
Вошедшие в программу картины дают емкое представление о всей его кинематографии.
Самый крохотный фильм программы – 2-минутный «Йонас Мекас. Портрет» – шутливая стилизация под типичные кино-дневники самого Мекаса, в которой легенда американского авангарда поймана наслаждающейся жизнью со стаканом пива в руке.
«Тбиха» и «Дердеба» – две законченных выдержки из 43-минутной «Гнава» о ритуалах южно-марокканских племен. В каллиграфических миниатюрах дерганое изображение и монтаж, буйство цвета и приемы «кино без камеры» вместе c ритмичной суфийской музыкой образуют впечатляющее единство, символизирующее безостановочный круговорот жизни и смерти.
Дань жанру домашнего видео, снятого с плеча, картину «Для матери и дочери» автор называет импрессионистской элегией о весне, воде, свете, материнской любви и привязанности.
Далекая реплика на «Франциск, менестрель Божий», «Круглый мир» – фильм о путешествии безымянного кинематографиста в компании с осликом и камерой Super 8 – развернутый гимн Творению, проникнутый благоговением и уважением ко всему живому.

Traduction ( Anglais – Translated by Евгения Полякова.)

During this experimental
program be ready to watch
authentic candid movies made
on a 8 mm film – the movies
without a clearcut plot or captions
and very often – black and
white and silent. Still, there will
be such aesthetic «trimmings’
as «cameraless filmmaking»,
painting on celluloid, calligraphic
jump cuts, «musical» cutting;
and so on.
The participants of the program
Philippe Cote from France and
Olivier Dekegel from Belgium
have a lot in common: temperament
of a philosopher and
tender attention to the minutest
elements of the Universe, as
also «ciaroscuro’ attitude and
love of metamorphoses of the
world visible and experimenting
with cinematographic matter.
They are both concentrated on
fundamental moments of Being,
ignoring follies transient, no
matter how well-meant they
are. Their «alchemy’ consists
of turning things intimate – into
universal, things superficial –
into meaningful, things sporadic
– into cosmic. Excepting «The
round world» (its premiere took
place at the festival Message to
Man), all the rest movies of the
program will be demonstrated in
Russia for the first time.

OLIVIER DEKEGEL
This Belgian film director (born in
1970) may be called a St. Francis
of cinema avant-garde, or a Prince
Myshkin of the camera Super 8
mm, or an anarcho-syndicalist
and the quietest philosopher at
one and the same time. For many
years he worked in theatre staging
modern dance. He worked as
assistant of Jonas Mekas and
Stephen Dwoskin. Took classes
from Eric Pauwells, attended the
seminars of Johan van der Keuken
and Jean Rouch, the father of
«cinema verite». Dekegel took
himself to making films in a «quite
mature age’. He loves loneliness
and long promenades combined
with a lot of photographing. He is
the curator for the Royal Belgian
Film Archive and is responsible for
The Age d’or Film Festival. Lives
and works in Brussels.
Dekegel’s films to be demonstrated
in this program give a full
picture of his cinematographic
world. The tiniest of the pieces,
a 2-minutes long «Jonas Mekas.
The portrait» is a teasing stylization
of diary films Mekas himself
is so fond of. Here this legend of
American avant-garde was caught
on camera as someone relishing
life, with a mug of beer in his
hand.
«Tbiha» and «Derdeba» – two
full-fledged miniatures from the
43-minutes-long «Gnawa», a
film about the rituals of South
Moroccan tribes. These miniatures
have a special calligraphic fleur
about them: jump cuts, a feast
of colour and the «cameraless
film’ technique blended with the
rhythm of Sufi music produce an
overwhelming effect, symbolizing
an unending circulation of life and
death.
«For mother and daughter»
(«Pour la mere et la fille») filmed
in the style of home video made
«from shoulder», Dekegel himself
describes as an impressionist
elegy about spring, water, light
and motherly love.
An implicit echo of Rosselini’s
«Francis, God’s Jester», Dekegel’s
«The Round World» («Rond est le
monde») is a film about a traveling
cinematographer and his companions
– a mule and his Super 8mm
camera. «The Round World», this
hymn to God’s creation, is full of
reverence and respect to all things
living.

PHILIPPE COTE
As a fan of Jean Vigo and
Paradjanov, Ritwik Khatak and
Wang Bing, Cote (born in 1965)
spent many an hour in the French
Cinematheque, studying classics.
But he took up filming only in the
mid 1990ies, after an epiphany of
avant-garde, when he discovered
Stan Brakhage and the Super 8
camera. The decisive factors for
Cote were that you don’t need
scripts, expensive equipment
or a highly paid film crew. You
can technically make films all by
yourself, just following your own
intuition and your inner vision of
the picture. Today Cote’s filmography
includes 20 odd pictures,
most of them – participants of
IFFs in France and other countries.
Cote lives and works in Paris.
In this program you will watch
Cote’s latest works which have a
lot to do with his growing interest
towards traveling pieces.
«The corner of the world»
(«L’angle du monde») is a tribute
to Michael Powell, Robert Flaherty
and Jean Epstein, when you feel
astonished by all these landscapes
and people inhabiting them.
«History of the night» («Histoire
de la nuit») is an oneiric-some
wandering along several cities in
Portugal, Spain, Italy and Greece.
Exploring things ethnographic
(«Ganesh», «Go and regard» (Va,
Regarde)) continue the poetic
documentarism of the latest Cote.
The tacit combination of Nepalese
and Indian footage made in
different periods of time form a
contemplative picture, without
forcing things that arise but letting
them flow.
In his longest film of two parts,
«Indian Voyage» («La voyage
Indien») Cote experiments with
color and sound, plays with your
memory and also uses a fashionable
genre of «found footage».
And, at last, in his «Clouds on
cracks of the Earth» («Des nuages
aux felures de la terre», 18
min.) Cote mixes two elements –
the Earth and the Sky. The
whole program of experimental
film-making is bearing this name,
because both Cote and Dekegel
share one thing – contemplative
and tender attention to the minutest
elements of the Universe and
poetic transformation of reality.

Publicités

Laisser un commentaire so far
Laisser un commentaire



Laisser un commentaire

Entrez vos coordonnées ci-dessous ou cliquez sur une icône pour vous connecter:

Logo WordPress.com

Vous commentez à l'aide de votre compte WordPress.com. Déconnexion / Changer )

Image Twitter

Vous commentez à l'aide de votre compte Twitter. Déconnexion / Changer )

Photo Facebook

Vous commentez à l'aide de votre compte Facebook. Déconnexion / Changer )

Photo Google+

Vous commentez à l'aide de votre compte Google+. Déconnexion / Changer )

Connexion à %s



%d blogueurs aiment cette page :